В 1915 году во время подготовки к вековому юбилею выдающегося религиозного и общественного деятеля, ученого и философа Шигабутдина Марджани (1818-1889) в Казани была издана книга, посвященная великому ученому. В нее вошли сочинения богослова, воспоминания о нем.

Составители сборника включили в него отрывки из трудов богослова по злободневным вопросам Ислама, которые не потеряли своей значимости и в наше время. Автор его Хасан-Гата Мухамметович Габяши (1863-1936) - выдающийся религиозный и общественный деятель, богослов, ученый-тюрколог. В свое время трижды избирался членом Оренбургского магометанского духовного собрания и исполнял обязанности кадия. Его перу принадлежит фундаментальный труд «Муфассал тарих каум тюрки» («Подробная история тюркских народов»). Вот как Х-Г.Габяши оценивает труды Марджани.

Одна из величайших заслуг Марджани, милость ему Аллаха, состояла в том, что он благодаря его кропотливому труду и старанию ознакомил наш народ с его славной историей, а также заложил основы национальной исторической науки. До него мы не имели даже представления об истории. А эта наука, как известно, позволяет представить свое прошлое и является, по сути «зеркальным отображением своего будущего». А еще говорят, что «уроки и опыт, извлеченный из прошлого, своего рода путеводная звезда в будущем». Подобно тому, как любая религия и вера не может быть без прошлого, так и народы, исповедующие эту религию, не могут сохранить их в чистом и неизмененном и первозданном виде. Таким же образом и отдельные народы и племена, не владеющие своей историей и не признающие своего прошлого, не могут подняться до уровня истинных и развитых народов и наций. И эти слова не просто какая-то догма и схоластическая сентенция, а истина, которая подтверждается историей цивилизаций и опытом мировой культуры. «Ислам – религия ниспосланная человечеству свыше» ведет свое начало со времени зарождения жизни на земле и первого разумного человека – Адама. Эта религия будет существовать и набирать силу и указывать истинный путь роду человеческому до самого Судного Дня.

Как известно, в отдельных экземплярах Торы излагаются страницы истории, также и в Священном Коране нашли отражение множество событий, предшествовавшие зарождению Ислама, а также сообщается о различных народах, событиях и фактах. Помимо этого Аллах повелевает своему Расулю Мухаммаду (мир ему и благословение Всевышнего) довести до своей уммы события прошлого, дабы люди могли сравнить темное прошлое со светлым настоящим и будущим. Необходимость этого подчеркнута и в Благородном Коране: “Несомненно, много поучительного имеется в этих историях для тех людей, кто обладает светлым разумом”. Конечно, же подобные уроки могут извлечь лишь те, как говорится в Коране, кто обладает чистыми помыслами (незамутненными привычками, традициями, не являющимися рабами своего нафса).

Воистину, самое величайшее качество человека разумного, отделяющего его от остального живого мира, и делающего его настоящим разумным существом, его способность к мыслительной деятельности, умеющего извлекать уроки из прошлой жизни, предвидеть и предусмотреть свое будущее. Конечно же знать и предвидеть весьма полезно, однако дитя Адамово не в состоянии увидеть и воспринять все благодаря своим умственным способностям, в том числе и путь, который ему предстоит пройти в жизни. А этот истинный путь как для отдельной личности так и для всех народов должен вывести всех к счастью и процветанию, а также к благам как в этой жизни, так и в предстоящей. Однако этот путь в кромешной темноте на нем множество явных и сокрытых от глаз препятствий и рвов, которые могут приветси к погибели.

И чтобы миновать эти преграды, необходимо обозначить их маяками, примеры которых были в прошлых веках. А еще лучше, чтобы у идущего по этому опасному пути в руках был фонарь, роль которого могут исполнять уроки и опыт, извлеченные из прошлого. Благодаря опыту из прошлого дети Адамовы способны представить свое счастливое будущее в этой жизни и в предстоящей не только лично для себя, но и своих соплеменников. Человек, имеющий опыт, к примеру, в хлебопашестве, может предположить на каких землях и в какие сроки он сможет посеять ту или иную сельскохозхяйственную культуру и вырастить, с помощью Всевышнего, добрый урожай. И, как правило, прогнозы не подводят земледельца. То же самое можно сказать об ученых-астрономах, которые в результате многолетних наблюдений за небесными телами с наибольшей долей вероятности могут определить место появления небесного тела на небосводе, а также его закат или затмение. Эти знания не имеют под собой какое-либо таинство, а основываются на многолетнем опыте и наблюдениях.