В месяце раджаб было событие миградж. Некоторые говорят, что это было во сне, другие утверждают, что пророк совершил духовное путешествии, а третьи – вознесение было духовно и телесно. Какая точка зрения правильная?

Из предания о ночном путешествии (исра) и вознесения на небеса (ми’радж) известно, что пророк Мухаммед, да благословит его Всевышний, перенесся ночью из мечети Заповедной (аль-Харам) в Мекке в мечеть Отдаленнейшую (аль-Акса) в Палестине. Расстояние в более чем 1200 километров пророк преодолел за очень короткий промежуток времени, за который нельзя даже рассказать историю этого события. При помощи четвероного невиданного прежде на земле животного по имени Бурак посланник Аллаха добрался до Бейт ал-Макдиса, затем вознесся на небеса, где видел великие знамения. Все это в необычайно малый отрезок времени. Об этом событии прямо сказано в Коране: «Пречист, Тот, Кто перенес ночью Своего раба, чтобы показать ему некоторые из Наших знамений, из Заповедной мечети в мечеть аль-Акса, окрестностям которой Мы даровали благословение. Воистину, Он – Слышащий, Видящий» (22\1) Из айята явствует, что по промыслу Всевышнего пророк Мухаммед телесно и духовно перенесся туда и обратно ночью. Именно в ночное время суток, когда стихает дневная суета, происходит единение ритмов природы с трепетаньем ищущей души. Всевышний Аллах неоднократно использует клятву этим временем суток. В суре «Ночь»: «Клянусь ночью, которая покрывает землю!» или в суре «Утро»: «Клянусь ночью, когда она густеет!» Вероятно, связь между двумя мечетями аль-Харам и аль-Акса является нераскрытой загадкой этого коранического айята. Мечеть аль-Харам связана с пророком Ибрахимом и через его сына Исмаила с пророком Мухаммедом. Мечеть аль-Акса связана с пророком Ибрахимом и через его другого сына Исхака, потом Якуба с пророками Мусой и Исой, да благословит их всех Всевышний. Именно в мечети аль-Акса посланник Аллаха Мухаммед был имамом во время намаза для них. Мечеть аль-Харам является киблой мусульман во время намаза и хаджа, мечеть аль-Акса была первой киблой мусульман.

Пророку Мухаммеду были показаны великие знамения: «Он увидел величайшие из знамений своего Господа». (53\18) Но многие современники пророка не поверили в эти знамения, стали отрицать их и обвинять посланника в том, что он свои измышления выдает за действительность. Но Всевышний ответил им в Коране: «Не заблудился ваш товарищ и не сошел с пути. Он не говорит по прихоти. Это – откровение, которое внушается». (53\2-4) Мекканские многобожники не поверили в рассказ пророка о ночном путешествии, ведь каравану верблюдов требовалось для этого два месяца. Но по-другому быть не могло: «Мы сделали показанное тебе видение искушением для людей…» (17\60) Как передает Байхаки, многие даже близкие к пророку люди сомневались в правдивости рассказа и только Абу Бакр сказал: «Если он действительно сказал так, то это правда».

Аллах выбирает пророков из людей, но одаривает их совершенными чувствами, разумом и наделяет их пророческими способностями. Именно это отличает их и дает им больше возможностей, чем обычным людям. Также они имеют преимущество перед остальными посредством божественных откровений. Именно так следует понимать айят: «Воистину, я – такой же человек, как и вы. Внушается мне откровение…» (18\110) Благодаря этим качествам пророк Мухаммед получил власть и способность проникать за пределы земли и небес, о которой сказано в Коране: «О сонмище джиннов и людей! Если вы можете проникнуть за пределы небес и земли, то проникните. Но вы не проникните, не обладая властью». (55\33) Проникновение было вне времени и вне места, и не в привычном для нас понимании как это происходит в этом мире, ограниченном нашим разумом и чувствами. Мир, сотворенный Всевышним, не ограничивается только нашими ощущениями, как не исчезает различие между музыкой и шумом при потере слуха, как не исчезают цвета при потере цветоощущения и как не исчезает язык при потере способности говорить. Сокровенное сокрытое от нашего понимания не перестает существовать и оно известно только Аллаху: «Никто из тех, кто на небесах и на земле, не ведает сокровенное, кроме Аллаха». (27\65) И только избранным Он открывает частицу сокровенного: «Он – Ведающий сокровенное, и Он не открывает Своего сокровенного никому, кроме посланников, которыми Он доволен». (72\26)