Выступление муфтия Москвы, Главы ДСМР, члена ОП РФ Альбир хазрат Крганова. Третья секция:
«Цели государственной политики в области образования на языках меньшинств и их преподавания» (28 ноября 2019 г.) Европейская штаб-квартира ООН , Женева. 
 
Тема выступления:
«Роль общественности в реализации государственной политики в области образования на языках меньшинств и их преподавания в современной России»
 
Уважаемые участники форума!
 
- Сердечно приветствую вас от имени Духовного собрания мусульман России и от Общественной палаты РФ, желаю всем присутствующим здоровья, благополучия и счастья.
 
Проблемы государственной политики в области образования на языках меньшинств и их преподавания имеют важное теоретическое и практическое значение и они по-своему актуальны для многих стран.
 
Россия за многие столетия сформировалась как крупнейшее в мире многонациональное государство, в котором благодаря исторической объединяющей роли русского народа сохранились уникальное единство и многообразие, духовная общность и союз различных народов.
Выступая на итоговой пленарной сессии XVI заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай» Президент Российской Федерации В. Путин отметил: «Россия с самого начала, кстати говоря, её создания, формирования – это многонациональная, многоконфессиональная страна. В известном смысле это страна-цивилизация, которая органично впитала многие традиции и культуры, сберегла их своеобразие, уникальность и при этом сохранила единство, что очень важно, – единство живущих в ней народов. Мы этой гармонией самобытности и общности судьбы народов Российской Федерации очень гордимся и очень этим дорожим».
 
Историческая традиция свидетельствует, что территориальное пространственное развитие России на протяжении многих веков осуществлялось с сохранением коренного народов – больших и малых, их языка, уклада жизни.
 
Сохранение и поддержка русского языка как государственного языка Российской Федерации и языков народов России является приоритетом в национальной и образовательной политике государства.
 
- Сегодня можно констатировать, этнокультурное и языковое многообразие в современной России проявляется в том, что используются 277 языков и диалектов, в государственной системе образования используются 105 языков, из них 24 – в качестве языка обучения, 81 – в качестве учебного предмета.
 
Современные международно-правовые стандарты требуют надлежащих гарантий реализации права пользования родным языком. Положения о праве на родной язык, его использовании закреплены в Конституции Российской Федерации (ч.2 ст.19, ч.2 ст.26, ч.2 ст. 29, ст. 68). Федеральное законодательство в сфере прав граждан на свободный выбор языка обучения в целом соответствует взятым Российской Федерацией международным обязательствам и создает надлежащую правовую основу для реализации этого права. 
 
Реализация в России государственной политики в области образования на языках меньшинств и их преподавания требует общих согласованных усилий и оправдано, что органы государственной власти опираются на потенциал и инициативы религиозных и общественных организаций.
 
- Уважаемые друзья на нашей секции мало уделяется внимания религиозному образованию! А это важное направление прав человека, которое обязаны обеспечивать государства. В России на сегодняшний день действуют более 70 лицензированных средне-специальных медресе, до 10 высших религиозных исламских учебных заведений и одна Булгарская Исламская Академия, в общем количестве обучаются в них более 30 тысяч учащихся. - Для исламских религиозных организаций актуальна проблема организации исламского образования на языках меньшинств (помимо арабского). Сам ислам является мощным фактором развития и совершенствования исламского образования, основой духовно-нравственного становления личности. Нам, российским мусульманам, важно сохранить и развивать органическую связь духовно-нравственного потенциала ислама и системы исламского современного образования и просвещения как в целом, так и на языке коренных и малочисленных народов России. (меньшинств).
 
- Хочу отметить положительный опыт деятельности муфтията Татарстан по организации бесплатных курсов по изучению татарского языка. С прошлого года они организованы при мечетях в городах и районах Татарстана. ДСМР совместно с Казанским Федеральным Университетом проводит Международный фестиваль по литературам народов России и тюркоязычных стран СНГ. 
 
Программа такого интенсивного курса направлена на изучение разговорного татарского языка и других национальных языков, на освоение ситуативных лексических наборов, развитие коммуникативных навыков. К обучению привлечена научная и преподавательская общественность, опытные преподаватели и специалисты из числа дипломированных специалистов – филологов татарского языка. Этот опыт получил распространение и в других регионах России, что дополняет деятельность государственных структур в области образования на языках меньшинств и их преподавания.
 
- Вопросы преподавания родных языков и сохранения их в образовательном пространстве волнуют и беспокоят российскую общественность. В Общественной палате РФ по этой тематике проходили «круглые столы», открыта «Горячая линия». Широкая общественность подключилась к разработке по инициативе ОП РФ концепции преподавания родных языков и литератур. В Общественной палате справедливо полагают, что в российском образовании накоплен огромный и уникальный опыт преподавания и поддержки родных языков и литератур. Поэтому его надо сохранить и приумножить, учитывая возможности современной технологической основы преподавания и многовековой опыт изучения родных языков и литератур в российской школе.
 
Общественные организации должны пропагандировать ценность родного языка, повышать его притягательность, особенно для подрастающего поколения, повышать языковую культуру. Все это влияет на свободу выбора родного языка и сферу его использования. Активность деятельности национально-культурных общественных организаций в данном направлении с опорой на признанных экспертов и правовую культуру оставляет желать лучшего.
 
Актуальной представляется проблема повышения эффективности каналов коммуникации по вопросам образования на языках меньшинств и их преподавания между общественностью и структурами муниципальной и государственной власти.
 
Успешная реализация государственной политики в области образования на языках меньшинств и их преподавания в современной России будет способствовать укреплению этнокультурного и языкового многообразия, национального согласия и общегражданской российской идентичности, единству многонационального народа России. 
 
Благодарю за внимание!